Ретроспектива фильмов Бастера Китона


С 1 февраля 2021 года на ютуб-канале Сергея Лепского стартует ретроспектива фильмов с участием Бастера Китона. Ежедневно в 21.00 зрители канала смогут не только посмотреть работы великого комедианта, но и в онлайн режиме пообщаться в чате.



Ба́стер Ки́тон (Buster Keaton), настоящее имя Джо́зеф Фрэнк Ки́тон (Joseph Frank Keaton, 4 октября 1895 — 1 февраля1966) — американский комедийный актёр и режиссёр, один из величайших комиков немого кино, создатель фильмов «Шерлок-младший», «Навигатор» и «Генерал». Обладатель внеконкурсного почётного «Оскара» 1960 года со следующей формулировкой — «за уникальный талант, который обеспечил бессмертие немой кинокомедии».


 

Американским еженедельником «Entertainment Weekly» Китон признан седьмым по значимости режиссёром всех времен. Критик Роджер Эберт писал о Китоне: «В период с 1920 по 1929 год он работал без перерыва над целой серией фильмов, которые сделали его, пожалуй, величайшим актёром-режиссёром в истории кино»

Мать, Майра Катлер (Myra Edith Cutler), дочь Ф. Л. Катлера, одного из владельцев передвижного балагана — «Десятицентового шоу Катлера-Брайанта». В одиннадцать лет она играла на контрабасе, пианино и корнете, позже стала одной из первых в США женщиной-исполнительницей соло на саксофоне.



Отец, Джон Китон, был партнёром Гарри Гудини по совместному «Медицинскому шоу» (Mohawk Indian Medicine Company). Он танцевал и делал сальто, Майра играла на саксофоне, а Гудини показывал карточные фокусы и поражал зрителей тем, что с необыкновенной лёгкостью освобождался от наручников местного шерифа.

В возрасте шести лет Бастер свалился с лестницы, но не получил при этом ни царапины, лишь расплакался. Находившийся рядом Гудини увидел это и сказал: «Боже мой, ну и падение!» ( My God, what a buster), после чего прозвище за мальчиком закрепилось прозвище «Бастер» (buster — удалец, задира).



Затем он благополучно пережил несколько пожаров и железнодорожных катастроф, а однажды за один день сунул руку в машину для отжима белья, которая размозжила ему сустав на указательном пальце, затем получил удар по голове кирпичом и, наконец, стал жертвой смерча — воздушная воронка вытянула его из окна верхнего этажа, пронесла через улицу и опустила на землю. После всех этих событий родители подумали и решили, что ребёнок будет в большей безопасности на сцене, рядом с ними.

С трёх лет Бастер стал выступать с родителями. Театр ездил на гастроли, но семья Китонов выступала только в тех городах, где не было запрещено использование детского труда. Талант мальчика был очевиден. Публика взрывалась хохотом, когда на сцене за спиной Китона-старшего появлялся его маленький двойник в таком же парике и одежде и мастерски копировал все его жесты.



Через два года отец поставил новый номер. Родители Бастера изображали семейную ссору, кидая друг в друга разными предметами. И в конце концов начинали бросаться собственным сыном. Каждый раз, когда мальчик с грохотом падал на сцену, он вставал, отряхивался и без тени улыбки извинялся перед зрителями: «Простите, я упал!»



Публика покатывалась со смеху. Отец запретил улыбаться на сцене, заметив, что зрители хохочут сильнее, когда маленький артист выделывает уморительные штуки, сохраняя серьёзное выражение лица. Шоу «Три Китона» имело грандиозный успех. Бастера ждало большое будущее — в этом мало кто сомневался.

Карьера Бастера Китона в кино началась в 1917 году с его знакомства с Роско Арбаклом, который был в то время вторым по популярности кинокомиком после Чарли Чаплина. Арбакл видел Китона на сцене и предложил ему попробовать себя в кино. Дебют Китона состоялся в фильме «Ученик мясника». Это была сцена, где Арбакл сбивает Бастера с ног, бросая в него мешок муки, снятая с первой попытки без единого дубля. Китон полюбил кино сразу и навсегда, несмотря на то, что его первые гонорары за киносъёмки были в шесть раз меньше, чем он получал в театре. Вскоре Китон затмил Эла Сент-Джона, племянника и главного партнёра Арбакла по фильмам. Арбакл и Китон были не только прекрасными партнерами на экране, но и друзьями.

В нескольких первых фильмах Китон работал только в качестве актёра, затем он стал помощником режиссёра, сценаристом и постановщиком спецэффектов. Его вклад почти сразу стал очевиден. Он привнёс свой более тонкий и изощрённый юмор, а также оригинальные гэги, совершенно не характерные по своему стилю для ранее созданных комедий Арбакла. С 1917 по 1919 годы Китон снялся в 15 короткометражных комедиях. В июне 1918 года он был мобилизован на фронт и провёл девять месяцев во Франции, в составе 40-й пехотной дивизии, при этом чуть не потеряв слух. Вернувшись в Америку в 1919 году, он продолжил работать вместе с Арбаклом, несмотря на то, что другие студии предлагали ему в четыре раза большие гонорары.

В 1920 году продюсер Джозеф Шенк предоставил Китону студию и подписал с ним контракт на производство короткометражных комедий. Китон создал кинокомпанию «Бастер Китон Продакшнс». Всемирный успех пришел к Китону почти сразу же после выхода в прокат его первого короткометражного фильма «Одна неделя», ставшего хитом. Уже в первых комедиях Китона проявились его оригинальный юмор и уникальный стиль. По популярности он уступал теперь лишь Чарли Чаплину и Гарольду Ллойду. За восемь последующих лет Бастер Китон снял свои лучшие фильмы, включая «Генерал» — шедевр, входящий сегодня в десятку лучших фильмов всех времён.


С Джоаной Пирс в фильме «Кабинет, спальня и ванная» (1931)

Закат карьеры Бастера Китона пришёлся на начало эры звукового кино, но произошёл он не из-за того, что Китон не смог «приспособиться» к звуку. В отличие от многих звёзд немого кино, с появлением звука «сошедших с дистанции», он обладал приятным голосом, превосходно пел и танцевал. Китон имел несчастье заключить контракт с крупной голливудской киностудией «Metro-Goldwyn-Mayer» — контракт, в результате которого он лишился независимости и творческой свободы, и который впоследствии называл «самой большой ошибкой в жизни». Продюсеры и студийные боссы даже не рассматривали идею, чтобы Китон сам ставил звуковые фильмы. Они считали, что «лучше» знают, как снимать комедии, чем Китон. В звуковых комедиях студии «Metro-Goldwyn-Mayer» Китон работал только в качестве актёра. Студия разрушила его режиссёрскую карьеру.

Всё это привело Китона к глубокой депрессии и алкоголизму. В 1933 году, хотя срок контракта ещё не истек, студия уволила Китона. В этом увольнении не последнюю роль сыграли и его не сложившиеся отношения с главой студии Луисом Майером. Ни на одной из других шести крупных голливудских студий работы для него не нашлось. Китона признали банкротом. Он лишился своего огромного состояния, виллы, семьи и любимого дела. Затем последовали лечение в клинике и заключение брака с медсестрой, совершённое в состоянии «алкогольной отключки».



Но Бастер Китон обладал твёрдым характером и за короткое время вышел из критического состояния. После борьбы с алкоголизмом и работы в нескольких европейских комедиях он подписал контракт на производство короткометражных фильмов с малобюджетной студией «Educational Pictures». В 1937 году, когда киностудия «Educational Pictures» разорилась и прекратила своё существование, Китон вернулся на «Metro-Goldwyn-Mayer».

Только в конце 1950-х годов, после двух десятков лет работы постановщиком трюков и сценаристом, характерных и эпизодических ролей, началась новая волна популярности Бастера Китона. Известный коллекционер и прокатчик фильмов Рэймонд Рохауэр выкупил права на «Генерала» и другие немые фильмы Китона, все эти годы медленно разрушавшиеся в хранилищах студии «Metro-Goldwyn-Mayer». Комедии Китона увидело новое поколение зрителей. Китона сразу же признали гением, и в 1959 году его наградили специальной премие «Оскар» с формулировкой «за уникальный артистический дар, который обеспечил бессмертие немой комедии». В 1962 году «Генерал» с огромным успехом был вновь показан на киноэкранах в рамках ретроспективы его фильмов. В 1965 году участники Венецианского кинофестиваля пятнадцать минут стоя аплодировали Бастеру Китону после показа его немых комедий.

Китон умер 1 февраля 1966 года, в возрасте 70 лет, в своём доме в Калифорнии, от рака лёгких. Несмотря на то, что врачи диагностировали рак в январе 1966 года, и он сразу считался неизлечимо больным, ему не сообщили об этом, чтобы не вызвать переживаний. По воспоминаниям его жены Элеонор, Китон подозревал, что серьёзно болен. 30 января он провёл за любимой игрой в бридж. Ночью его увезли в больницу, на следующий день он вернулся домой и утром 1 февраля скончался. Бастер Китон был похоронен на кладбище «Голливуд-Хилс» с чётками в одном кармане и колодой карт — в другом. «Куда бы он ни отправился, он будет готов», — говорила Элеонор Китон.


С семьей в 1922 году

В 1921 году Китон женился на актрисе Натали Толмадж, сестре актрис Нормы и Констанс Толмадж. У них родилось два сына — Джеймс Китон (1922—2007) и Роберт Китон (1924—2009). После рождения Роберта брак начал разваливаться — уподобившись своим сёстрам, Натали решила больше не иметь детей и в конечном итоге запретила мужу ночевать с ней в одной спальне. Тогда Китон пригрозил ей, что если он не получит сексуальных привилегий у себя дома, то он их будет искать вне дома. Когда Натали поняла, что он не шутил, она наняла частных детективов, которые за ним шпионили. Будучи женатым, в 1920-х Китон крутил очень сложные романы с актрисами Кэтлин Кей и Дороти Себастиан. Ещё одной причиной того, что развалился брак с Толмадж, стала её любовь к моде — она тратила на наряды почти треть его гонораров. Наконец, в 1932 году они развелись. При разводе Натали забрала всё его имущество и запретила ему видеться с сыновьями (Джеймс и Роберт после развода стали носить фамилию матери). Китон воссоединился с сыновьями только тогда, когда обоим исполнилось по 18 лет. Из-за неудачного первого брака и потери своей независимости как режиссёра, он стал страдать алкоголизмом (впоследствии он утверждал, что ничего не помнит об этом периоде жизни, назвав его «алкогольным затмением»).

В 1933 он женился на медсестре Мэй Скривен, которая позже утверждала, что до самого окончания их брака не знала, что была замужем за бывшей кинозвездой. Их брак закончился 4 июля 1935 года, когда Мэй поймала мужа с поличным на адюльтере в компании Лии Клэмпитт Сьюэлл (распущенной жены миллионера Бартона Сьюэлла) в Санта-Барбаре. Их развод завершился в 1936 году и тоже нанёс удар по финансовому положению Китона.

В 1940 году Китон женился на Элеонор Норрис (1918—1998), которая была моложе его на 23 года. С ней он счастливо прожил до конца жизни. Элеонор взяла фамилию мужа и носила её до смерти. Как и её муж, Элеонор Китон умерла от рака лёгких в 1998 году, в возрасте 80 лет.